Рассмотрим каждое из утверждений по отдельности и проанализируем их с точки зрения сущности тенденций развития образования.
Утверждение А: гуманизация образования - это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
Это утверждение неверно. Гуманизация образования — это более широкое понятие, чем просто увеличение роли социально-гуманитарных дисциплин. Гуманизация предполагает создание условий для всестороннего развития личности, увеличение внимания к моральным, этическим аспектам воспитания, гуманитарным ценностям. Она акцентирует внимание на уважении к личности обучающегося, развитии его способностей, поддержке его эмоционального и психологического благополучия. Включение социально-гуманитарных дисциплин может быть частью процесса гуманизации, но не исчерпывает его сути.
Утверждение Б: гуманитаризация образования - это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Это утверждение также неверно. Гуманитаризация образования — это тенденция, направленная на усиление роли гуманитарных наук (литература, история, искусство, философия и т.д.) в образовательной программе. Она предполагает развитие таких качеств, как критическое мышление, культурное и историческое осознание, моральное и этическое воспитание через изучение гуманитарных дисциплин. Повышение внимания к личности обучающегося, его интересам и индивидуальным особенностям относится к процессу гуманизации образования, а не гуманитаризации.
Таким образом, оба утверждения содержат ошибки:
- Гуманизация образования связана с созданием условий для всестороннего развития личности и акцентом на моральные и этические аспекты воспитания, а не только с увеличением роли социально-гуманитарных дисциплин.
- Гуманитаризация образования направлена на усиление роли гуманитарных наук в образовательном процессе, а не на индивидуальное внимание к обучающимся.
Таким образом, верным будет сказать, что гуманизация и гуманитаризация образования — это две важные, но разные тенденции в образовательном процессе, каждая из которых имеет свои уникальные цели и методы реализации.