1) Социализация — это двусторонний процесс, в котором происходит взаимное влияние между теми, кто осуществляет социализацию (агенты социализации), и теми, кто социализируется (индивиды). Приведем два примера, иллюстрирующие эту точку зрения:
Пример 1. Взаимодействие родителей и детей. Родители, как основные агенты социализации, стремятся передать своим детям определенные нормы, ценности и модели поведения. Однако в процессе воспитания дети также оказывают влияние на родителей. Например, современные дети, которые активно пользуются новыми технологиями и социальными сетями, могут научить своих родителей пользоваться смартфонами или компьютерами, изменяя их отношение к цифровым технологиям и коммуникациям.
Пример 2. Взаимодействие учителей и студентов. Учителя, как агенты социализации в образовательных учреждениях, передают студентам знания и культурные ценности. Однако студенты также могут влиять на учителей. Например, студенты могут вводить учителей в курс современных молодежных субкультур и тенденций, что может изменить методы преподавания и подходы к обучению для большей актуальности и эффективности.
2) Взаимное влияние в процессе социализации можно также проиллюстрировать следующими примерами:
Пример 1. Взаимодействие коллег на рабочем месте. На рабочем месте сотрудники обучаются корпоративной культуре и профессиональным навыкам, передаваемым более опытными коллегами и руководством. Но и новички могут привносить свежие идеи, инновационные подходы и современные методы работы, тем самым изменяя рабочую культуру и подходы к выполнению задач.
Пример 2. Взаимодействие друзей в подростковом возрасте. В группе друзей подростки учатся социальным нормам, ценностям и поведению. При этом каждый подросток вносит свой вклад в группу, влияя на предпочтения, интересы и поведение других. Например, один из друзей может увлекаться спортом и привлекать остальных к здоровому образу жизни, в то время как другой может быть заинтересован в музыке и делиться своими музыкальными предпочтениями, формируя музыкальный вкус всей группы.
3) В процессе социализации государство активно участвует через различные институты, такие как школы, семьи, СМИ и т.д. Государство стремится сформировать у граждан определенные качества, которые способствуют гармоничному развитию общества. Два таких качества могут быть:
Патриотизм. Государство стремится воспитать у граждан любовь к своей стране, уважение к её истории и культуре, готовность защищать её интересы. Это достигается через образовательные программы, празднование государственных праздников, пропаганду в СМИ и другие формы воспитательной работы.
Гражданская ответственность. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане осознавали свои права и обязанности, уважали законы и активно участвовали в общественной жизни. Это качество формируется через систему образования, общественные организации, участие в выборах и других формах гражданской активности. Воспитание гражданской ответственности способствует развитию правового государства и укреплению демократических институтов.